Уведомление о повышении тарифа на мобильную связь и интернет для карагандинцев не ново: ежегодно за эти услуги мы отдаём все больше денег – но ни связь, ни скорость интернета лучше не становится. Правильно ли навязывать абоненту повышение цены и правильно ли при этом расширять услугу – об этом пошла речь на карагандинской экспертной встрече «Диалог о правах человека», где собрались юристы, представители госорганов и жители города, сообщает корреспондент ekaraganda.kz.
Экспертная встреча «Диалог о правах человека» была нацелена на то, чтобы повысить эффективность взаимодействия государства и гражданского общества, а также попробовать найти решения поднятых вопросов. И здесь активист и общественник Ольга Юрковская коснулась темы нарушения прав пользователей мобильной связи.
Тарифы из года в год повышают, потребителей об этом лишь уведомляют – соглашения от них не просят, а по итогу ни качество связи, ни мобильного интернета лучше не становится. В данном случае нарушаются права потребителя, заключила Ольга Юрковская, приведя в пример свой случай.
«Тарифы на мобильную связь и интернет постоянно растут. Я нашла свой договор о регистрации моего номера, он датирован 2011 годом. В документе говорится, что повышение тарифа происходит только с согласия абонента. Запросила свою регистрационную форму в компании, упомянув смену названия оператора, поскольку компании перекупались, названия оператора менялись. Но, по сути, я остаюсь абонентом на том же тарифе, подключенном 2011-м», — поделилась Ольга Юрковская.
Тогда её тариф стоил 800 тенге, и действовал мораторий на поднятие цен. После того, как мораторий закончился – цены начали меняться постоянно.
«В моих документах имеется условие: компания не может повышать тариф безосновательно – для этого нужно увеличить услугу. В Законе РК "О связи" в то же время во фрагменте о мобильной связи эта деталь убрана – а что касается телефонной связи и интернета, там это условие осталось. И несмотря на то, что у меня и так 20 гигабайт интернета – которые, кстати, я не использую – оператор навязывает мне 27 гигабайт и поднимает стоимость моего тарифа на 25%. Меня это возмутило. Я подала заявление – в течение 30 дней после уведомления оператора я имею право это сделать – на что мне ответили: тариф повышается в рамках положенного, оператор понимает мои затраты, но и я якобы должна понять затраты компании. Это то же самое, что нам скажут: продлеваем вам подачу тепла до августа, и нам всё равно, что будет жарко дома. По сути, мне навязывают услугу. Где защита прав потребителей? Для чего мне СМС-услуги, когда такие сообщения никто давно не посылает?» - рассказала Ольга Юрковская.
Глава Общества защиты прав потребителей «Гарант» и руководитель республиканской Ассоциации потребителей Казахстана Жаслан Айтмаганбетов, также присутствующий на экспертной встрече, подытожил: по сути, в данном случае в одностороннем порядке нарушается заключенный между абонентом и компанией договор.
«У нас действительно большая проблема с телефонными тарифами, качество интернета оставляет желать лучшего, поэтому те услуги, которые нам вносят в пакеты – такие, как СМС-услуги, безлимитный интернет по соцсетям – они, возможно, и не нужны. Тарифы должны быть прозрачными, если у нас есть хоть какая-то конкуренция в этой сфере, но тарифная политика, считаю, всё-таки должна поддерживать права потребителя. Может быть, стоит обсудить это с компаниями-операторами», — предложила Ольга Юрковская.
Жаслан Айтмаганбетов поддержал идею диалога с компаниями-операторами, но не исключил возможность и судиться. Также он добавил, что операторы сотовой связи не являются субъектами естественных монополий – а значит, нужно продвигать момент, чтобы юридически компании могли к ним приравнять и чтобы цены на тарифы можно было контролировать с участием абонентов. Также юрист привёл в пример «Тариф навсегда» одной из компаний: оператор продвигал идею, что цена такого тарифа никогда не будет меняться, что по итогу не сбылось – а в суде потребитель впоследствии проиграл.
Фото автора