Основатель центра инклюзивного образования «Education For All» Камила Роллан, попавшая в список «Forbes» как социальный деятель и предприниматель, уверена: детей с особыми потребностями нельзя изолировать от общества во время их обучения. Но так продолжают делать, мотивируя это тем, что они смущают других детей.
Камила Роллан начинала с волонтера Общества красного полумесяца. Каждый год она выезжала на гастроли в поликлиники. Однажды ее позвали в больницу на окраине города – с обшарпанным полом, решетками на окнах, сломанной мебелью в крошечных кабинетах. Здесь она должна была дарить детям хорошее настроение.
- Мы тогда решили поговорить с родителями. В их речи было много боли – не потому, что у них ребенок с инвалидностью, а потому что не хватает поддержки. Система образования, здравоохранения и социальной защиты не дают ту поддержку, в которой семья нуждается, - заключила Камила Роллан. – Позже я обучала детей из малообеспеченных и многодетных семей и однажды работала с девочкой с укороченными конечностями. Ее заставили уйти из детского сада, поскольку своим видом, по словам взрослых, она смущала других детей.
Да, в большинстве случаев такие дети учатся отдельно, на дому, что не позволяет получить обычный аттестат. Такие дети учатся в коррекционных учреждениях, не получая доступ к высшему образованию. А если они не учатся в вузе или колледже, то вряд ли найдут работу – и вряд ли будут сами зарабатывать, а родственники смогут их поддерживать лишь до поры до времени. Редко, но бывает, что учителя срываются на своих воспитанников, что тоже не по-человечески, считает Камила.
- Жизнь ребенка перечеркивается просто потому, что у него инвалидность. Это несправедливо. Я захотела это изменить, - поделилась Камила. – Но я не понимала, как сделать так, чтобы дети с особыми потребностями учились вместе с другими. Отправилась на стажировку в США в инклюзивной школе, после чего решилась открыть центр инклюзивного образования в столице.
Камила подрабатывала, но средств было недостаточно, чтобы открыть свою организацию. Девушка обращалась в крупные компании с вопросом о поддержке, подавала заявки на конкурсы стартапов и выиграла два конкурса, которые позволили поднять первый миллион тенге. Этого было недостаточно – она отправилась в благотворительные сообщества. Поддержать ее согласилась одна из церквей – там оплатили технику и мебель для будущего центра.
- В общей сложности мой капитал на тот момент составлял четыре миллиона тенге. Нужно было подыскивать помещение. Я обращалась к вузам с просьбой выделить аудиторию, - поделилась Камила Роллан. – Остановилась на Назарбаев Университете: он адаптирован к людям с инвалидностью. Разрешения я ждала полтора года – и мне выделили маленькое помещение, и потом предстояло собрать команду. Нашлись специальные педагоги, ставшие стали первыми в центре.
Сейчас центр «Education For All» стал крупной организацией, где обучаются дети из более 50 семей, в которых воспитываются дети с особенностями в развитии. Учатся здесь и дети из обычных школ. Некоторые из воспитанников даже снимаются в фильме Абдугаппара Ниязова «Дети солнца» и стали актерами, поскольку в центре действует инклюзивный театр. Эти дети открыли в себе новые грани, а самое главное – нашли друзей.
Камила Роллан отметила, что возможность открыть филиалы центра «Education For All» в других городах Казахстана (в том числе в Караганде) есть, но, как и в случае со столицей, для этого важно найти финансирование, помещение и кадры.
Анна СТРОКОВА