За врачебную ошибку нужно не судить, а учить


27 Ноября, 2018

В последние годы стало тенденцией среди казахстанцев судиться с врачами из-за неправильного метода лечения или неверно поставленного диагноза и добиваться выплат от больниц и поликлиник денежной компенсации. 


К сожалению, на этом заканчивается каждый случай врачебной ошибки. Юристы Караганды предлагают не ставить точку по каждому конкретному случаю, а проводить стажировки или организовать дополнительные курсы в связи с конкретно допущенными ошибками врачебного персонала.

 

Две истории с летальным исходом пациентов произошли в Карагандинской области. В обоих случаях имели место редкие заболевания, которые врачи не смогли распознать ввиду отсутствия практики их диагностики и лечения.

 

НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ О ДИАГНОЗЕ

 

Отец четырехлетней девочки в городе Сатпаеве отсудил у трех больниц денежную компенсацию в размере 3 миллионов 500 тысяч тенге за смерть ребенка. Первое медучреждение по выводам комиссии виновно в том, что участковый врач не пришла к четырехлетней девочке по вызову родителей. Во втором медучреждении врач неправильно поставил диагноз и отпустил ребенка домой. В третьей больнице отказались помещать девочку в реанимацию, заявив, что нет свободных мест и что в больнице «гуляет» ОРВИ.

 

Согласно материалам решения суда, девочка, 2013 года рождения, почувствовала недомогание. Родители вызвали участкового врача-педиатра из поликлиники Сатпаева, но она не пришла, а лишь давала консультации по сотовому телефону. В тот же день, 2 августа, на машине скорой помощи девочку доставили в ТОО «Медицинский центр Жезказгана». Врач сделал рентген и диагностировал «ушиб левого плеча» и рекомендовал амбулаторное лечение. Но здоровье ребенка ухудшилось. «Скорая» отвезла девочку в центральную больницу Сатпаева. Однако врач-реаниматолог Майтпасова отказалась принимать ребенка в реанимацию, сообщив, что свободных коек нет, да и в стенах учреждения есть вирус ОРВИ. Родителям пришлось ехать назад домой. Через несколько часов девочке стало хуже. В этот раз «Скорая помощь» увезла ее в соседний город Жезказган, поскольку в Сатпаеве не принимали ребенка в реанимацию. В тот же день, 6 августа, в 18:30 девочка умерла в реанимации в Жезказгане.

 

Как указано в свидетельстве о смерти от 7 августа, причина смерти – инфекционно-токсический шок, патологическое состояние, приведшее к возникновению токсического гепатита – «синдрома Рейс». Это редчайшее заболевание, с которым медики Сатпаева еще не сталкивались.

Похоронив четырехлетнюю дочь, родители написали жалобу в департамент охраны общественного здоровья. Комиссия выявила грубые нарушения законодательства в системе здравоохранения на всех этапах диагностики и лечения.

 

НАРУШЕНИЯ ЕСТЬ, СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕТ

 

Полиция не привлекла врачей к уголовной ответственности, не найдя, как это зачастую происходит в практике, состава преступления. Уголовное дело возбудили, но очень скоро прекратили производство.

 

Родители подали в суд на врачей. С центральной больницы города Сатпаева они требовали 5 000 000 тенге, с поликлиники города Сатпаева – тоже 5 000 000 тенге и с ТОО «Медицинский центр Жезказгана» – 3 000 000 тенге.

Судья Динара Рахимберлина обязала медиков выплатить родителям погибшей девочки компенсацию за моральные страдания.

 

– Взыскать с государственного предприятия «Поликлиника города Сатпаев» сумму морального вреда в размере 1 миллион 500 тысяч тенге. Взыскать с госпредприятия «Центральная больница города Сатпаев» сумму морального вреда в размере 1 миллион 500 тысяч тенге. Взыскать с ТОО «Медицинский центр Жезказгана» сумму морального вреда – 500 тысяч тенге. Взыскать в долевом порядке с трех ответчиков расходы на адвоката в размере 160 тысяч тенге, – заключила судья Динара Рахимберлина.

 

Но врачи отказываются платить компенсацию отцу умершего ребенка. Они подали апелляционные жалобы в областной суд. Но председательствующий по делу Ербол Абжанов отказал медикам, придя к выводу, что они допустили нарушения, которые ухудшили состояние ребенка.

 

– Суд считает, что решение подлежит оставлению без изменения. Достоверно установлено, что смерть ребенка, 2013 года рождения, наступила по причине халатности врачей при исполнении ими служебных обязанностей. Из ответа департамента охраны общественного здоровья Карагандинской области следует, что в действиях ответчиков выявлены грубые нарушения законодательства в системе здравоохранения на всех этапах диагностики, лечения, тактики и транспортировки больного ребенка, – указал при оглашении постановления судья Ербол Абжанов.

 

Решение суда сразу после его оглашения вступило в законную силу. Теперь две больницы и поликлиника обязаны выплатить отцу умершей четырехлетней девочки 3 миллиона 500 тысяч тенге.

 

РОЖЕНИЦА И МЛАДЕНЕЦ СКОНЧАЛИСЬ

 

Еще один роковой финал – в больнице Бухаржырауского района скончались роженица и младенец. Кадиши Дарменбаевой не стало третьего октября в три часа ночи. За шесть часов до ее смерти умер во время родов ребенок.

Врачи, принимавшие роды, впервые столкнулись с эмболией. Об этой патологии они знают лишь в теории. У роженицы развилась эмболия околоплодными водами, что привело к трагедии.

 

– Беседовали с анестезиологом и акушер-гинекологом. Они поясняют, что впервые столкнулись с эмболией, – озвучили выводы проверки члены комиссии департамента охраны общественного здоровья Карагандинской области.

 

Комиссия пришла к выводу, что развившееся осложнение у Кадиши Дарменбаевой является грозным осложнением родов, одним из факторов возникновения которого являются преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты с последующим кесаревым сечением. Непосредственной причиной смерти явился кардиопульмональный шок на фоне срочных оперативных родов с преждевременной отслойкой плаценты, развившейся как анафилактоидная реакция на элементы околоплодных вод в 1 фазу при эмболии околоплодными водами и завершившейся ДВС-синдромом.

 

Материалы проверки переданы в полицию, которая расследует уголовное дело по статье 317 часть 3 «ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником».

 

НАДО УЧИТЬ, А НЕ СУДИТЬ И ШТРАФОВАТЬ

 

По мнению юриста Асемгуль Карамысовой, нельзя привлекать врачей к уголовной ответственности за отсутствие знаний о редких для глубинок заболеваниях.

 

– В Бухаржырауском районе не было ранее пациентов с подобной патологией. У врачей нет практики. А если бы и была, то никто не может дать гарантию, что финал мог быть иным. В случае с гибелью ребенка в Сатпаеве врачи двух больниц и поликлиники не распознали тяжелое заболевание, и тоже сделали это неумышленно, – говорит юрист Асемгуль Карамысова,

специализирующаяся на защите интересов сторон в сфере нарушений в медицинской деятельности.

 

Юрист призывает после каждого факта некачественного оказания медицинской помощи не сажать медиков на скамью подсудимых, а создавать им условия для анализа ошибок и направлять на стажировку в страны, где такие заболевания хорошо изучены и легко диагностируются.

 

– Что такое врачебная ошибка? Это незлоумышленное заблуждение врача или любого другого медицинского работника в ходе его профессиональной деятельности. Конечно, если при этом исключается халатность и недобросовестность, – говорит юрист. – То есть от ошибки не застрахован ни один медик, независимо от стажа работы.

Айнур Балакешова 

Вернуться назад