В Караганде началась подготовка к введению электронного обилечивания в общественном транспорте. Ожидается, что уже в мае «умная» система начнет полноценно функционировать. Грозит ли это очередным повышением платы за проезд, ответили в акимате Караганды.
Еще мало с вас берем!
- Расчетный тариф определен с учетом отчетов перевозчиков, их убытков, - поясняет исполняющий обязанности руководителя отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Искандер Кабидулла.
Работа комиссии, как следует из его слов, заключается в проверке документов, которые предоставляют перевозчики. Также комиссия может запросить дополнительные документы и провести самостоятельные расчеты.
- 140 тенге – это средний расчетный тариф. На одних маршрутах он может быть, например, 160 тенге, на других – 130, - уточняет представитель акимата.
Все дорожает, а тариф – нет
Убытки перевозчиков частично субсидируются городским бюджетом, утверждает Искандер Кабидулла. Но выделяемые средства не покрывают всех расходов. Поэтому возникают проблемы с нехваткой водителей и кондукторов, низкой культурой обслуживания, несоблюдения графика движения и прочие.
- Все дорожает, а тариф стоит на месте. Показатели инфляции, стоимость топлива, повышение заработной платы. Эти показатели складываем, и уже из этого делаем расчет. В этом году сумма субсидирования еще не до конца определена – все зависит от отчетов, от роста цен, - отмечает чиновник.
Между тем, по сведениям акимата, средняя зарплата водителей на настоящий момент составляет около 150 тысяч тенге, кондукторов – 120 тысяч тенге.
- Вот сейчас мы перейдем на электронную систему, кондукторы уйдут. Будем рассчитывать, что у водителей уберут планы, чтобы водитель только график соблюдал, - дополняет Искандер Кабидулла.
Быть ли дифференцированному тарифу?
В акимате убеждают: если не поднимать тариф на проезд в общественном транспорте, от этого будет неизбежно страдать качество. Однако в 2018 году повышения не ожидается, даже с приходом электронного обилечивания.
- Дифференцированного тарифа пока в законе нет, только в городах Астана и Алматы действует. Там разделяется оплата: электронными – один тариф, наличными – другой. У нас будет единый тариф – 80 тенге. Мы пока действующим законодательством располагаем. Вообще, ввести дифференцированный тариф планируется, но все зависит от изменений в законодательстве, - заключает Искандер Кабидулла.
Как видно, внедрение дифференцированного тарифа в местном общественном транспорте – не такая уж и призрачная перспектива. Вполне возможно, что в будущем и Караганда окажется в списке городов, где будет применяться дифференцированный тариф. По предварительным сведениям, оплата по специальной карточке в общественном транспорте шахтерской столицы будет составлять 80 тенге, наличными – 140.
К чему привилегии?
Вместе с тем общественники довольно скептически относятся к расчетам тарифной комиссии, сформированной при акимате города. В том числе и по той причине, что члены общественных объединений в нее, судя по всему, не вошли.
- Когда утверждали тариф 80 тенге, все расчеты отправляли в палату предпринимателей, которая дала свое экспертное заключение: тариф должен быть не 80, а 65 тенге. Есть специальная методика расчета, определенные формулы. При расчете тарифов не был учтен коэффициент пассажиропотока, - говорит юрист общественного объединения по защите прав потребителей «Гарант» Ирина Фурсова. – Информация о том, что расчетный тариф составляет 140 тенге, - пустая и ничем не подтвержденная, пока нет экспертного заключения.
Юрист недоумевает: почему акиматом Караганды не исполняется действующее законодательство, подразумевающее различия между регулярными и социально значимыми маршрутами. К первым, согласно общепринятому разделению, можно отнести маршрутные такси, ко вторым – автобусы. Субсидироваться, по словам правоведа, должны затраты автопредприятий, осуществляющих перевозку пассажиров по социально значимым маршрутам. При этом стоимость проезда в таких автобусах должна быть меньше.
- Дифференцирование тарифов и внесение изменений в закон им выгодно. А исполнение того закона, который есть, им не выгодно. Я просто не вижу другого объяснения. Для меня это очень удивительно: какая может быть дифференциация, если ты едешь точно в таком же автобусе, точно с такой же регулярностью движения, столько же стоишь на остановке. Но если у тебя будут электронные деньги, ты получаешь привилегию в 60%, даже больше. Это очень большой вопрос, - считает Ирина Фурсова.