Полицейские закрыли дело карагандинских риэлторов


24 Ноября, 2017

Карагандинские риэлторы обрели поистине всеказахстанскую славу. Такого в стране еще не было: сначала в полицию поступило около двухсот заявлений в отношении директора контор «Позитив», «Шыгыс» и «Квартирный вопрос». Затем - четыре заявления в отношении директора агентства недвижимости «ДРМ».


Как пояснил пресс-секретарь ДВД Карагандинской области Бакытжан Кудияров, 85 уголовных дел, касающиеся первых трех агентств, уже переданы в суд, более 20 уголовных дел находятся в производстве.

Однако если в первом случае над риэлторами нависла реальная угроза наказания за мошенничество, то во втором – об этом говорить не приходится.Следователи вынесли постановление о прекращении уголовного дела, где черным по белому написано: в действиях директора агентства недвижимости отсутствует состав преступления. Правоохранители пришли к выводу, что в данном случае риэлторы не преследовали корыстного умысла невозврата чужого имущества.

Логика, конечно, интересная, если учесть, что в договорах агентств имеются пункты о том, что клиент не вправе требовать возврата денег, а исполнитель, в свою очередь, не несет вообще никакой ответственности. При этом компании положили в основу своей работы общий принцип – ознакомление клиента с информацией о сдающемся в аренду жилье. То есть агентства предоставляют всего лишь телефонные номера, за которые, по сути, никто не отвечает.

 

Между тем эксперты недоумевают: почему подобные фирмы именуют себя агентствами недвижимости?

- Эти компании прикрываются, называя себя агентствами недвижимости. Они пишут объявление, что они агентства, на эту удочку цепляются клиенты. На самом деле, они являются компаниями, предоставляющими информационные услуги. Пусть они называются «агентства по предоставлению информационных услуг», и уже это клиента будет останавливать. Он уже будет понимать, что он сейчас покупает – информацию, за которой, возможно, ничего не стоит, или он покупает риелторскую услугу, - комментирует вице-президент Объединенной ассоциации риэлторов Казахстана Нина Лукьяненко.

Она полагает, что такие фирмы прекрасно держатся на плаву, потому что обманутые клиенты, как правило, не пишут заявления в полицию.

- Вот в данном случае история, которая в Караганде случилась. Слава Богу, что люди пошли и написали заявления. Тогда появляются основания для проверки деятельности этой компании. И вот тут больше зависит от уполномоченных органов – они вообще смотрят: эта компания деятельность свою как заявила? Как агентство или как агентство информационных услуг? Вот тут больше покопаться нужно. Тогда это нарушение закона о рекламе, тогда это уже другие совершенно аспекты, на которых эту компанию можно поймать. Но то, что они не риэлторы – это однозначно, - говорит Нина Лукьяненко.

Впрочем, вопросы к деятельности агентств недвижимости, предоставляющих информационные услуги, имеют и правоведы. В ходе гражданского судебного процесса, в котором участвовал юрист Жаслан Айтмаганбетов, директор агентства заявил, что менеджеры не заключают договоры с теми, кто сдает квартиры, информация ими берется из открытых источников.

Однако не вся информация, которую агенты предлагают своим клиентам, находится в открытом доступе.

- Информация в открытых источниках отсутствует, у них отсутствует договор с самим собственником квартиры, который сдает квартиру. Отсюда вопрос: откуда эта информация получилась? Из ниоткуда, - констатирует Жаслан Айтмаганбетов.

В суде юрист представлял интересы автора этого материала - журналиста Ксении Безкоровайной.

Несколько месяцев назад я безуспешно искала съемное жилье. В интернете наткнулась на объявление агентства недвижимости «ДРМ». Рискнула подписать договор. Увы, риск не оправдался: выданные телефонные номера не сыграли никакой роли в заселении. В итоге квартиру нашла сама. После этого я обратилась в гражданский суд, но судья встала на сторону риэлторов.

Каким же было удивление, когда в открытой судебной базе я нашла другое постановление в отношении директора указанного агентства, в котором суд поддержал клиента и постановил взыскать с предпринимателя выплаченную по договору сумму и компенсацию морального вреда. Ситуации похожи друг на друга как две капли воды, только судьи вынесли разные решения.

Спустя время мне удалось найти еще троих пострадавших. Вместе мы написали заявления в полицию в отношении упомянутой фирмы.

На протяжении всего следствия меня не покидали определенные подозрения. Во-первых, уголовное дело было возбуждено не сразу. Во-вторых, три раза меня вызывали в полицию без существенных на то оснований. В-третьих, других потерпевших, как я выяснила, склоняли пойти на мировую с директором агентства - всех, кроме меня. И, наконец, мое ходатайство о проверке телефонных номеров, было оставлено без рассмотрения. То есть полицейские пришли к выводу о невиновности директора агентства недвижимости, просто изучив договор.

- Здесь в любом случае бездействие, то есть правоохранительные органы не сделали всего, что нужно, чтобы прекратить уголовное дело. Телефонные номера и телефоны, которые принимали звонки, не были проверены, не был установлен характер взаимосвязи между владельцами СИМ-карт и агентством недвижимости, - отметил Жаслан Айтмаганбетов. 

Теперь я вижу: мои опасения были не напрасны - дело все-таки закрыли.

В заключение хочу призвать всех карагандинцев, оказавшихся в подобной ситуации, обращаться с заявлениями в органы внутренних дел - сейчас самое подходящее время.

Вернуться назад