Новая головная боль


23 Марта, 2016

Теперь для того, чтобы приобрести лекарство, на котором имеется пометка «Отпускается по рецепту», казахстанцам придется идти на прием к врачу за разрешением на покупку препарата, пишет газета "Наша Ярмарка".


Не удивляйтесь, если вы, придя к провизору за антибиотиком, получите отказ. Фармацевтам с недавних пор категорически запрещено продавать их без рецепта, выписанного врачом. Более того, сотрудники аптек вежливо предупреждают своих клиентов, что в скором времени это требование коснется препаратов из группы анальгетиков. Нельзя будет купить без письменного одобрения врача лекарства для лечения диабета, от давления и аллергии. В общем, все те медикаменты, на упаковке которых написано «Отпускается по рецепту».

И тут возникает вопрос: что делать, если вдруг ночью одолела зубная боль, а в доме нет обезболивающего?

Как отметили в управлении здравоохранения, в экстренном случае нужное лекарство приобрести все же получится. Во всех остальных будьте любезны сходить на прием в поликлинику.

Выяснилось, что, отказывая своим клиентам, сотрудники аптек тем самым выполняют приказ Министерства здравоохранения и социального развития РК №713 от 14 сентября 2015 «Об утверждении Правил оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Согласно документу, «не подлежат безрецептурной реализации лекарственные средства, подлежащие отпуску по рецептам врача».

Как отметила руководитель отдела лекарственного обеспечения управления здравоохранения Карагандинской области Айым Жумабаева, эта норма закона существовала всегда. И объяснила, что внедряться она будет поэтапно. Начали эту работу с антибиотиков, на что имеется масса веских причин.

— Есть такое понятие, как антибиотикорезистентность — устойчивость микробов к химиопрепаратам. Как правило, многие люди предпочитают заниматься самолечением, что представляет большую проблему. Понятно, что у кого-то нет времени сходить на прием к врачу, кто-то решил воспользоваться советом своего знакомого, которому при таких же симптомах помог тот или иной препарат. Но люди не учитывают, что антибиотики абсолютно неэффективны при вирусной инфекции. Правильно поставить диагноз и назначить лечение может только врач. Самоисцеление в конечном итоге приводит к тому, что у человека вырабатывается устойчивость к препарату, и в нужный, опасный момент антибиотик попросту не поможет ему, — объяснила специалист.

Естественно, в управлении понимают, что продажа лекарств строго по рецептам приведет к наплыву людей в поликлиниках.

— Сейчас мы проводим работу по организации выписки рецептов в электронном варианте посредством информационной программы, что позволит упростить работу докторов. То есть вы приходите на прием к врачу, и он посредством программы выписывает электронный рецепт. Это сокращает и время ожидания пациента, — рассказала Айым Жумабаева.

Между тем, хотелось бы отметить, что приказ Министерства здравоохранения от 14 сентября 2015 года все же является нововведением. В предыдущем распоряжении ведомства, которое теперь утратило силу, говорилось, что розничная реализация населению лекарственных средств осуществляется без рецепта и по рецептам. О безрецептурной реализации там не было ни слова.

Требование распространялось только на препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества, используемые в медицинских целях и находящиеся под контролем.

В изменившихся условиях, как и следовало ожидать, первый удар приняли на себя фармацевты.

— У покупателей новость о новых правилах вызывает крайне негативную реакцию. Начинаются расспросы: почему, зачем, для чего? Понять людей можно, ведь чтобы купить тот же самый найз, кетанол, кетарол, придется идти на прием к врачу за рецептом. А это время — как пациентов, так и медиков. Ведь прежде чем попасть на прием, приходится отсидеть большую очередь. А если по записи, то необходимо ждать два-три дня. Теперь, наверное, вообще сроки увеличатся, раз люди начнут ходить по врачам. Кроме того, у нас существенно упал объем продаж. Люди, получив отказ, попросту разворачиваются и уходят, — рассказала сотрудница одной из аптек Караганды.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА

 

Вернуться назад