История эта началась с того, что жители первого подъезда дома №1 по улице Сакена Сейфуллина рискнули провести эксперимент — 40 процентов средств не платить КСК, а самим делать на эти деньги ремонт кондоминиума, пишет газета "Наша Ярмарка".
Нашелся среди них и умелец Рамазан Даутбеков: он сам все чинил, ремонтировал, менял трубы и приводил в порядок подвал. Благодаря ему ничего не текло и работало, как часы, а если что-то и ломалось, то быстро приводилось в порядок.
— Моего сына, называют мастером на все руки, — рассказывает Алла Даутбекова. — И у нас была договоренность с председателем КСК, что мы за их услуги вовсе не платим, потому что Рамазан очень много работал по дому. Но прошло время, глава кооператива поменялся. За КСК мы так и не платили. И вдруг новый председатель выставил нам счет сразу за несколько лет. Когда я ему сказала, что мой сын много чего по дому делает бесплатно, он усмехнулся в ответ: «Ну, пусть и дальше продолжает в том же духе». И подал на нас в суд, который мы проиграли…
Алла Даутбекова так и не смогла растолковать, почему они с сыном не подошли к новому председателю КСК, чтобы обсудить старые договоренности. Объясняет это тем, что и так все было видно и понятно.
Председатель КСК «КривСак» Андрей Рожков говорит, что ни о каких соглашениях Даутбековых с прежним главой кооператива он знать ничего не знал. А также заметил, что если бы данные жильцы к нему сразу подошли и рассказали обо всем, то он, возможно, пошел бы им навстречу. Но теперь, когда дело дошло до судебных разбирательств, разговоры уже не к месту…
Тем временем жители, поставленные перед необходимостью прекратить свой эксперимент, собрались, чтобы обсудить, устраивает ли их такой расклад. Конфликт назревал давно, так как инициативная группа дома во главе с Надеждой Омаровой была недовольна еще и тем, что председатель не отчитывается перед жильцами за потраченные финансы. Активистка даже пыталась долгое время платить за свою квартиру по-прежнему — 60 процентов, а оставшуюся сумму отдавала на благоустройство дома. Однако КСК подал на нее в суд, и дело Омарова проиграла. Сумма была небольшой, женщина ее заплатила, но осадок остался.
— Председатель кооператива делает только капитальные ремонты в домах, а мы не нуждаемся в такой глобальной реконструкции, у нас и так все хорошо. Жители только нашего подъезда за несколько лет потратили миллион тенге на благоустройство. Рамазан Даутбеков поменял трубы холодной и горячей воды во всем доме, все лежаки в подвале по подаче тепла. Получается, наши деньги идут на ремонт тех домов, в которых дела идут не очень благополучно? И за все выполненные работы председатель не отчитывается.
Мы его просили предоставить отдельный баланс по нашему дому, хотели узнать, на что были потрачены деньги жильцов. Но он сказал, что не ведет отдельный баланс для каждого объекта. Но почему? За год он перед нами не отчитался ни разу. Куда идут наши деньги, мы так и не знаем, — говорит Надежда Омарова. — Глава КСК каждый год говорит, что надо менять элеватор, и собирает на это средства. Я собрала все бумаги, проанализировала, сравнила, сколько стоит элеватор в «Эргономике». В прошлом году за 400 тысяч его можно было купить, а наш дом уже 912 тысяч тенге сдал на элеватор, и теплее в доме не стало. Председатель КСК делает не то, что действительно нужно жителям!
В результате на собрании был озвучен вопрос: оставаться в КСК или выйти из него и образовать собственный кондоминиум, чтобы самим заниматься домом? Ведь среди тех же жителей есть свои мастера на все руки…
Торопиться с выводами люди пока не хотят. Но считают, что имеют законное право получить полный финансовый отчет, на что тратятся их деньги. Для этой цели собираются провести финансовую проверку. Хотели даже нанять профессионального аудитора, обратились к двум специалистам, но те тянут с ответом.
— Если в ближайшее время мы не получим от них конкретного «да» или «нет», то будем проводить аудит своими силами, — говорит Надежда Омарова. — По закону любой житель имеет право потребовать от своего КСК отчет. Поэтому мы напишем официальный запрос и будем сами проверять финансовые документы, учтем все нюансы, в том числе и зарплаты сотрудников. А уже после проверки соберем общее собрание дома и доведем до жителей наши выводы. И потом голосованием решим, оставаться в составе КСК или нет. Нам сейчас говорят: делайте как все, платите как все… А мы не хотим как все, мы хотим, чтобы у нас было лучше!
Алена ПАНКОВА