Опыт двух карагандинских женщин показывает, что выбор у такой категории граждан есть: умереть с голоду или жить на улице, пишет газета "Наша Ярмарка".
Много лет назад Лидия Урятникова и Алла Дымура имели крышу над головой, но по разным причинам остались без квартир. Первая потеряла жилье из-за долгов. Лидия Владимировна трудилась в двух местах, но в постперестроечное время осталась без работы и не смогла рассчитаться за коммунальные услуги. Чтобы квартира не досталась монополистам и не ушла с молотка, она за копейки уступила жилье с долгами знакомой женщине.
У Аллы Владимировны Дымуры жилплощадь сгорела. Она проживала в двухэтажном многоквартирном доме, который, как говорит пенсионерка, оказался списанным. Власти порекомендовали погорельцам рассчитывать только на себя и самим искать себе брошенное жилье, восстановить его и жить дальше.
В итоге одинокие женщины, поскитавшись по съемным углам, почти одновременно оказались в общежитии; каждой досталось по маленькой комнатке. Тогда это казалось им хорошим выходом из положения: они могли позволить себе платить по восемь тысяч тенге за арендуемое жилье…
Время шло. Обе карагандинки стали получать пенсию — минимальную. Однако стоимость проживания в общежитии со временем возросла до 27 тысяч (плата за комнату плюс коммунальные расходы). На всё про всё каждой остается теперь примерно 10 тысяч тенге. Ясно, что прожить на такие деньги невозможно: на еду с трудом хватает, а о том, чтобы обуться и одеться, вообще речи нет.
Выручало то, что женщины трудились — нянечками, гардеробщицами, вахтершами, помощницами по дому, уборщицами. Но с каждым годом найти работу становилось все труднее и труднее, ведь Лидии Владимировне 64 года, Алле Владимировне — 60 лет.
— Я прихожу, а мне говорят: «Ой, вы такая старая!». Но у меня же есть силы трудиться! Здоровье пусть не идеальное, но работать позволяет. Обидно, что молодежь пахать не хочет, а нас даже полы мыть не берут, — сокрушается Лидия Владимировна. — Я всю жизнь няней в больнице работала, а когда на пенсию пошла, мои услуги, профессиональные навыки были нужны различным семьям.
Сейчас уже не берут... Полтора года назад чудом устроилась ребенка нянчить, буду работать до конца мая. А потом всё, мне кранты. Алла вообще без работы сидит. Мы в такой ситуации оказались, что нам путь только на улицу...
Алла Владимировна когда-то трудилась в органах внутренних дел, но ей пришлось уволиться — тяжело заболел муж. Она поменяла престижное место на две низкооплачиваемые работы со свободным графиком.
— Я с шестнадцати лет трудилась. Муж умер в 1982 году, сын — в 2006-ом. Одна я осталась, мне не на кого надеяться, — рассказывает Алла Владимировна. — Последняя работа — с ребенком нянчилась три раза в неделю по три часа. Взяла в кредит телевизор, кроме него и старых деревяшек у меня ничего в комнате нет. Вся пенсия на кредит уходит. Как теперь буду за жилье платить, не знаю…
— Помогите найти работу! У нас сегодня-завтра не будет даже денег на хлеб, — просят пенсионерки. — Дайте нам заработать хотя бы на пропитание!
Желающие помочь могут обращаться по телефонам: 8-777-045-24-31 (Лидия Владимировна), 8-775-517-22-65 (Алла Владимировна).
Алена ПАНКОВА