Напомним, в редакцию сайта eKaraganda.kz обратилась Елена Тишинберг. Её сын за считанные дни умер в больнице от пневмонии. Родственники умершего Владислава Ожиганова получили все необходимые результаты экспертиз и сейчас уверены, что врачи сделали не всё возможное, для того чтобы Владислав остался жив.
Ситуацию прокомментировали в Управлении здравоохранения Карагандинской области. На вопросы ответил заместитель руководителя Фазыл Копобаев.
- Да, родственники Владислава обращались к первому руководителю Ержану Нурлыбаеву, - начал Фазыл Копобаев. - У них были вопросы. На каждый из них они получили ответы. Насколько я сейчас владею информацией - материалы находятся в правоохранительных органах.
Заместитель руководителя говорит, что в здравоохранении нашей страны принята такая система - все случаи, которые заканчиваются летальным исходом, подвергаются экспертизе Департамента Комитета контроля, куда и обратились родственники Владислава. После заключения они остались недовольны тем, что наказание врачей свелось к одним лишь выговорам.
- Когда Департамент контроля проводит расследование, материалы направляются в Управление здравоохранения. По итогам принимаются меры, - говорит Фазыл Копобаев. - В отношении врачей меры принимаются непосредственно руководителем больницы.
Наказание в виде выговоров получили врач-ординатор терапевтического отделения Н. Быкова, заведующий терапевтическим отделением А. Графов и реаниматолог Д. Атюшен.
- Эти наказания врачи получили не за смерть больного, а за нарушение инструкций, - говорит заместитель руководителя Управления здравоохранения. – Причинно-следственную связь определят только следственные органы с привлечением судебно-медицинских экспертов. И если будет необходимость, направят материалы в суд. Только судебные органы примут решение о наказании.
Другими словами, Фазыл Копобаев считает, что на данный момент Управление здравоохранения приняло все необходимые меры в рамках своих полномочий. Действия врачей были рассмотрены на дисциплинарном совете. Теперь родственники погибшего могут надеяться только на следственные органы.
- Оценку этой ситуации Управление здравоохранения дать не может. Комиссия определила, что нарушения были – в организации лечения, но основная мысль звучит так, что даже недочеты не могли повлиять на исход заболевания, так как течение было молниеносным.
В Управлении здравоохранения говорят, что дежурный врач, который первым осмотрел Владислава, просто так его не отпустил. Согласно жалобам, рекомендовал прием противовирусных препаратов. И рекомендовал обратиться на следующий день к дежурному терапевту.
- Были жалобы, что в центральной больнице Сарани не было необходимых препаратов, но в заключении комиссии написано, что необходимые препараты больной получал. В том числе, антибиотики широкого спектра. Без лечения он не оставался.
Также речь зашла об отсутствии в городе врача-пульмонолога.
- Врачей узких специальностей нет во многих районных больницах и больницах небольших городов согласно штатному расписанию, - говорит Фазыл Копобаев. - Они сконцентрированы в областных центрах. В каждую больницу нет возможности посадить врачей всех специальностей. Подготовить этих специалистов – дело не одного дня. В таких небольших городах есть терапевтические отделения. Где есть врач-терапевт, который проходит курсы усовершенствования.
Фазыл Копобаев сказал о страшной фразе, которую, по словам матери погибшего, сказал реаниматолог Областной клинической больницы А. Сиротенко. Женщина спросила: «Как же так, ведь мой сын не курил и не пил. Был полностью здоров!» На это врач ответил: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет!»
- Прежде чем применить меру дисциплинарной ответственности, нужно доказать вину врача. Главный врач больницы беседовал с реаниматологом по этому поводу, но он отрицает факт того, что он говорил эту фразу, - говорит Фазыл Копобаев.
В завершении заместитель руководителя сказал, что для органов управления хорошо, когда люди не замалчивают проблему. Таким образом, видны недостатки во всех медицинских организациях.
- На врача смотрят, как на спасителя! И эту марку, без сомнения, надо поддерживать, - говорит Фазыл Копобаев, - но, к сожалению, бывают исключения. Мы досконально разбираемся в каждом случае, стараемся не допускать, но вот не всегда получается. Для нас такие обращения - это сигнал к принятию действенных мер.
Алиса ВОЙТАШЕНКО