Карагандинские фермеры готовы начать экспорт в Китай и Россию


21 Января, 2016

Заместитель акима Карагандинской области Шагурашид Мамалинов, курирующий развитие сельского хозяйства в регионе, рассказывает, как сильно изменилась ситуация с производством видов мяса за последнее время.


Во время поездок по селам ему часто приходится слышать просьбы проводить ярмарки в городах не только по субботам, как сейчас, а также среди недели. Потому что у сельчан есть продукция, но они испытывают сложности со сбытом.

- Когда-то мы на ярмарки фермеров привлекали настойчивыми просьбами, - говорит Шагурашид Мамалинов. - Сейчас же они готовы хоть каждый день отправлять в город мясо, потому что производство выросло. Был недавно такой случай: один предприниматель искал своих пропавших лошадей в Нуринском районе. Нанял квадрокоптер с камерой, тот полетел со стороны Астаны в направлении Улытау. И снимал всё, что видел внизу. Предприниматель мне потом эту запись с удивлением показывал: вся степь в лошадях и овцах! Можно сказать, свободного места нет!

Чиновники оценивают ситуацию таким образом, что внутренняя потребность в баранине и конине в стране сейчас закрыта полностью. По говядине, конечно, такого нет, тут собственное производство обеспечивает примерно 75% от необходимого объема. Секрет в том, что разведение мелкого рогатого скота и лошадей не требует полного обеспечения кормами на зимний период - эти животные способны добывать траву из-под снега практически весь холодный сезон. Необходима лишь подкормка в определенные периоды.

С крупным рогатым скотом ситуация прямо противоположная - на каждую голову на холодный период года (с октября по апрель) требуется как минимум 3 тонны сена. Выполнять этот норматив многие фермеры либо не хотят, либо не могут из-за отсутствия техники, земли и условий хранения заготовок. Отсюда и такой перекос по секторам животноводства.

Решать проблему с риском перепроизводства по баранине и конине нужно срочно. Выходов два - плохой и хороший. Первый - снижать поголовье, второй - наладить экспорт. Потенциальные рынки рядом есть, это регионы России с традициями потребления соответствующих продуктов (Татарстан, Башкортостан) и Китай. Вопрос упирается в соответствие произведенного в Казахстане мяса стандартам качества и безопасности.

Когда в 2010 году в Казахстане разрабатывалась программа повышения экспортного потенциала по мясу крупного рогатого скота, была проведена работа по определению международных требований к говядине. Это условия выращивания и забоя, охлаждения, соответствие нормам безопасности. Для баранины и конины такая работа не проводилась.

- Мы сейчас обратились в соответствующие службы России и Китая с просьбой предоставить их критерии - каким параметрам и требованиям безопасности должны соответствовать наша баранина и конина, чтобы мы могли ее поставлять на их рынки, - продолжает заместитель акима области. - После того как получим данные, начнем работу по приведению в соответствие. Сельские акиматы уже составили списки хозяйств, которые потенциально могут стать экспортерами. Когда работу закончим, предстоит пригласить международных экспертов, чтобы они оценили нашу готовность. Это очень непросто, знаем это на примере с говядиной. Однако выхода у нас нет. Был период, когда мы говорили сельчанам: давайте продукцию, нам нужно кормить город. Сейчас этот этап пройден, и мы говорим - давайте то, что можно отправить на экспорт.

В конце прошлого года в Казахстане был принят целый пакет документов, регулирующих работу агропромышленного комплекса страны. В том числе, например, Закон РК «О производстве органической продукции», призванный создать условия для развития в стране перспективного сектора выращивания экологически чистого продовольствия. В документе приведён перечень органической продукции, определены требования к ведению органического земледелия и животноводства, а также порядок выдачи субсидий для поддержки этого направления.

- И новые законы, и изменения в существующих, и реформа субсидирования сельскохозяйственной отрасли направлены только на одно - поддержать экспортно ориентированные хозяйства, - сказал Ш. Мамалинов. - У нас долгое время считалось, что государство должно помогать всем. Но сейчас всё однозначно: помощь получат только те, кто выпускает конкурентоспособную продукцию, которая может идти на внешний рынок. Смотрите на ситуацию в зерновой отрасли - она ориентирована на экспорт. То же самое должно быть во всех сферах АПК, в том числе в животноводстве. Южная Корея когда-то развивалась по принципу: «Будем работать на экспорт или умрём». Если смотреть на рынок объективно, то и нам сейчас необходимо действовать по такому же принципу.
 

Вернуться назад