В областной детской клинической больнице проводят уникальные операции. Правда, молодых специалистов, желающих помогать именно малышам, становится все меньше. В этом академическом году стать детскими хирургами пожелали лишь три(!) человека, пишет газета "Наша Ярмарка".
Ликвидация педиатрической службы в поликлиниках, где теперь принимают взрослых и детей врачи общей практики, вызывает немало сомнений и тревог у казахстанцев. Родители говорят, что их чад обследуют и ставят диагнозы специалисты с недостаточной квалификацией в малышковых проблемах. Ведь организм ребенка отличается от «внутренней организации» взрослого и требует индивидуального подхода.
Пока экономически рациональный подход господствует в казахстанских поликлиниках, мы решили обратиться в главную детскую больницу нашей области, чтобы узнать, в чьи руки все-таки попадают маленькие и юные пациенты, когда диагноз уже поставлен или ребенка увозит скорая.
Как рассказала заместитель главного врача по лечебной работе областной детской клинической больницы Нина Григорьевна Деркач, здесь принимают малышей десять специализированных отделений по 15-ти профилям: два хирургических, лор-отделение, а также неврологическое, нефрологическое, эндокринологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, бронхо-легочное, иммунологическое (аллергическое). Больница рассчитана на 290 коек. Нет только кардиологического отделения, таких пациентов принимает клиника в Майкудуке. Есть ограничение в бронхо-легочном отделении в связи с большой востребованностью: с пневмонией деток принимают с рождения до трех месяцев со всей области (за таких малышей больше ни одна больница области не берется), кто постарше — поступают в инфекционную больницу и лечебное учреждение в Майкудуке.
В областной клинике есть все возможности, для того чтобы обследовать детей, своя лаборатория. При больнице функционирует поликлиника, рассчитанная на 300 посещений пациентов со всей области. Здесь есть единственная в городе сурдологическая служба и все необходимое оборудование, чтобы определить, имеется ли у ребенка нарушение слуха. Действует коррекционный кабинет для малышей с врожденной патологией глаз. Попасть сюда можно по направлению врача. Сейчас медики поликлиники активно выезжают в сельские районы и пригороды, где не хватает специалистов, либо их нет совсем.
Деткам с онкологическими заболеваниями крови в областной больнице лишь ставят диагнозы, а вот лечиться их отправляют в клиники Астаны и Алматы. Отделение рассчитано на 20 коек. Врачи гордятся тем, что из 17-ти деток, которые в нашей республике имеют редкие заболевание крови, троим диагноз был поставлен именно в этом отделении. Гордиться, надо сказать, есть чем — поставить такой диагноз бывает очень сложно, а лечить такого ребенка можно и нужно. Чтобы подтвердить редчайшее заболевание, нужно отправить анализ крови экспресс-почтой в лаборатории Алматы, Москвы, Германии, Австрии. Недавно такая болезнь была выявлена у одного ребенка, лечение пожизненное. Цена вопроса: 48 флаконов лекарства на год, один пузырек стоит полмиллиона тенге. Этот препарат по ходатайству врачей оплачивает государство. Успешность лечения во многом зависит от ранней диагностики. Заведующая отделением Гульжанат Омаровна Жиенкулова говорит, что процент выживаемости при таком заболевании, как острый лимфобластный лейкоз составляет на сегодняшний день 80-85 процентов, при миелобластном лейкозе показатель, к сожалению, меньше — 40-45 процентов. Но и в клиниках Германии, по словам врача, прослеживается такая же тенденция с этими двумя заболеваниями.
Есть чем гордиться и хирургической службе больницы. Здесь работает довольно молодая команда врачей, которая оказывает помощь детям с различными заболеваниями, проводит операции на брюшной полости и грудной клетке. Есть возможность исправить врожденные пороки.
По словам врачей, в некоторых случаях им удается вернуть маленьких пациентов к нормальной жизни, в других — лишь частично исправить патологию и облегчить ребенку жизнь. Врачи сетуют, что в последнее время им приходится чаще иметь дело с пациентами, в чьем организме развиваются доброкачественные и злокачественные опухоли. Есть такая тенденция к росту этого нехорошего заболевания. Часть детей после постановки диагноза отправляют в онкологическое отделение при Центре материнства и детства в Астане. Помимо экстренных операций (аппендициты, ущемленная грыжа, острая кишечная непроходимость) и операций плановых (доброкачественные опухоли кожи и внутренних органов, грыжи, опущений яичка, различные патологии мочевыводящей системы) здесь оказывают высокоспециализированную помощь.
Новые технологии в больнице стали внедрять с 2010 года, а на сегодняшний день проводят 12 видов высокоспециализированной помощи, оперируют специалисты высшего класса при помощи высокотехнологичного оборудования. Учиться новым технологиям карагандинские детские хирурги ездили в Израиль, Китай, Латвию, Россию. А в 2012 году КГМУ (клиническая база которого находится и при детской больнице) приобрел лапароскопическую стойку, при помощи которой пациенту проводятся щадящие операции через проколы, без травматичных болезненных разрезов. Теперь деток после операций выписывают на вторые-третьи сутки. С каждым годом хирурги детской клинической больницы вводят все новые виды высокоспециализированной помощи. Так, в прошлом году начали проводить операции деткам с тяжелыми ожогами. Пересадку кожи теперь проводят с использованием искусственно выращенных человеческих клеток — фибробластов (клетки соединительной ткани организма), которые «взращивают» в Национальном центре биотехнологий Астаны. Их наносят на ожог в виде спрея, сверху накладывается обычный кусочек кожи. В результате кожа к ране приживается не только намного быстрее, но не остается покрасневшего участка и некрасивых рубцов. В 2015-м после получения разрешения от Минздрава в больнице с середины года провели 15 таких пересадок. К сожалению, клиника может проводить такие операции лишь в ограниченном, заранее оговоренном количестве, но хирурги надеются, что в будущем им разрешат больше. И детки будут меньше страдать от боли и нездорового внимания окружающих.
Есть среди хирургов областной детской клинической больницы и изобретатели, не так давно они запатентовали новую операцию — «Дабл хит», которая проводится при эндоскопической коррекции пузырно-мочеточникового рефлюкса. В мире практикуют несколько высокотехнологичных способов оперативного вмешательства при этой патологии, карагандинцы технологию изменили и тоже получили превосходный результат.
В будущем хирурги планируют ввести несколько операций с применением новых технологий: в 2013 году здесь «открыли» три нейрохирургических койки для детей до года с гидроцефалией, травмой головного мозга. Как говорит заведующий кафедрой детской хирургии Мейрам Сатыбалдинович Аскаров, с 2015 года они начали применять новые технологии при лечении этих детей и получили очень хорошие результаты. На сегодняшний день проведено три таких операции с помощью хирургов областного медицинского центра, но внедрять эту практику детская клиническая больница пока не может, так как отсутствуют оборудование и условия. Тем не менее, одного детского хирурга уже обучили на нейрохирурга, и в течение года этот вид операции будет внедрен, а пока что специалист набирается опыта. Еще один вид высокотехнологичной помощи, которому недавно обучились хирурги и скоро будут применять на практике, — лечение химических ожогов пищевода и его последствий. Детки, случается, выпивают вкусно пахнущие шампуни, средства для мытья посуды и другую несъедобную химию, получая ожог пищевода.
В больнице ожидают нового скачка развития. Сейчас на Юго-Востоке Караганды заканчивают строительство здания для детской больницы и поликлиники, с современными оснащенными кабинетами. Заказано новое оборудование, в том числе высокотехнологичное. Врачи ожидают, что в их больнице будет своя компьютерная томография, современные УЗИ-аппараты экспертного класса 3D и 4D режима, на которых внутренние органы будут просматриваться в объеме, что необходимо для правильной постановки диагнозов и особенно важно при хирургических операциях. Появится возможность для расширения различных исследований и научной деятельности.
По мнению врачей хирургического отделения, интерес молодых специалистов к детской хирургии, к сожалению, значительно упал. Если в прошлые годы этой специализации учились шесть студентов, то в новом академическом году стать детскими хирургами пожелали лишь трое. Связывают это с низкой заработной платой начинающего специалиста — 45 тысяч тенге. Что же касается западной модели врача общей практики, которая у нас внедряется, то на западе, чтобы лечить и детей, и взрослых, специалисты учатся 17-18 лет…
Алена ПАНКОВА
Фото Александра КОХАНОВА
В тему
В Министерстве здравоохранения и социального развития РК рассказали, как будут заменять педиатров.
Поликлиники смешанного типа вызывают возмущение у казахстанцев. Многие обеспокоены тем, что врачи общей практики не могут оказать квалифицированную помощь. «Зачем ждать того момента, когда нашим детям будут ставить неправильные диагнозы? Уже люди пишут о том, что им приходится стоять с младенцами в очередях вместе с больными туберкулезом и прочими серьезными заболеваниями. Может, хотя бы в таких жизненно важных вопросах нам стоит отстоять свое право и права наших детей на нормальное здравоохранение?» — написал в соцсетях шоумен Нуртас Адамбаев.
Кроме того, в Instagram появился флешмоб в поддержку сохранения педиатрии в Казахстане. Родители снимают видео на эту тему. Также казахстанцы ставят подписи в петиции с просьбой остановить объединение детских и взрослых поликлиник.
Вице-министр здравоохранения и социального развития РК Елжан Биртанов, отвечая на запрос Tengrinews.kz, пояснил, что проводится реструктуризация амбулаторно-поликлинической помощи в городской местности с созданием поликлиник смешанного типа, представляющих услуги врачей общей практики и специализированную помощь.
«Эта модель была выбрана приоритетом для дальнейшего развития отрасли не только как ресурсосберегающее направление, но прежде всего из-за структуры заболеваемости и причин обращаемости населения за медицинской помощью. Сегодня на этапе первичной медико-санитарной службы проходят обследование и лечение до 80 процентов населения, в том числе и детского.
Специализированная же помощь востребована лишь в 15,5 процента случаев», — пояснили в ведомстве.
Биртанов отметил, что на сегодняшний день при разработке типовых проектов на строительство организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, предусмотрены отдельные входы и блочная система расположения отдельно кабинетов приема детей.
Также была принята Концепция реформирования медицинского образования, которая была обсуждена среди медицинской общественности и неправительственных организаций. «Во всех вузах страны сохранены все кафедры педиатрии и детских болезней, кадровый потенциал в рамках этой специальности. Начиная с первых курсов, осуществляется профильное преподавание дисциплин с обязательным акцентом течения того или иного процесса у детей. Таким образом, как специальность педиатрия не упразднена, были изменены условия подготовки педиатров на додипломном уровне», — пояснили в министерстве.
Чтобы стать педиатром, необходимо получить базовое медицинское образование в течение семи лет и окончить резидентуру от двух до четырех лет в зависимости от сложности выбранной специализации. Первый выпуск 144 педиатров, обучившихся по новым программам, ожидается в 2016 году.