Дальнейшее внедрение метадоновой терапии в Казахстане под вопросом


20 Ноября, 2015

Караганда и Темиртау — два казахстанских города из десяти, где на практике испытывается опиоидная заместительная терапия (ОЗТ), более известная как метадоновая. И потому в стенах нашего областного управления здравоохранения были проведены общественные слушания, посвященные этой актуальной теме, пишет газета "Криминальные новости".


В мировой медицине ОЗТ применяется уже полвека, успев охватить семьдесят стран. К тому же она рекомендована Всемирной организацией здравоохранения, чей авторитет превыше суждений кухонных интеллигентов и диванных критиков. Суть методики в общих чертах незатейлива: тем, кто когда-то прочно «сел на иглу», вместо героина предлагают метадон — вполне легальное лекарство наркотического происхождения. Такое же происхождение имеют морфин и промедол, используемые в реанимации, анастезиологии, онкологии, и никто не поднимает по данному поводу вселенский хай. Зато когда заходит речь о метадоне...

— Это препарат в виде сиропа, который наркозависимые принимают по доброй воле, каждое утро посещая областной наркоцентр, — сообщила организатор мероприятия Бахыт Туменова, президент общественного фонда «Аман-саулык». — Экономическая выгода от применения ОЗТ очевидна: суточная доза метадона стоит всего 84 тенге. Я делаю на этом акцент потому, что некоторые из тех, кто против ОЗТ, распространяют слухи, будто таким образом продвигаются интересы фармкомпаний. Однако подсчитайте сами: как альтернатива, суточное пребывание и лечение в наркоцентре обходится в 5-8 тысяч тенге, причем продолжительность стационарного лечения составляет от двадцати дней до одного года. Вы чувствуете разницу?

Чтобы почувствовать эту разницу в полной мере, времени хватало: первые пилотные проекты с использованием метадона начали работать в РК с 2008 года, а затем расширены в рамках государственной программы «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы. Но, видать, недостаточно для того, чтобы переломить стойкое предубеждение: мол, одну химическую дрянь попросту заменяют другой синтетической гадостью, куда годится!.. В нашем регионе программа ОЗТ, реализуемая на базе Карагандинского областного наркодиспансера, рассчитана на сотню участников, однако нынче привлечь к ней удалось только 10 карагандинцев и 23 темиртаусца.

Домыслов и кривотолков, вокруг которых множатся негативные представления о метадоне, более чем. Например, такой: целебный раствор, выдаваемый наркоманам за счет государства, якобы усиливает действие других психоактивных веществ и тем самым усугубляет ситуацию. Для развенчания подобных мифов на встречу были приглашены несколько человек, непосредственно получающих ОЗТ.

— Героин после метадона не имеет силы, не дает эйфории, поэтому покупать его — пустая трата денег, — заверила одна из них, 33-летняя женщина, имя которой не может быть названо по понятным причинам (в прошлом она наркоманка со стажем, неоднократно судимая). — Сейчас положи передо мной килограмм героина и килограмм конфет, и я выберу конфеты: к героину у меня не будет никакого интереса. А от метадона со временем можно отойти…

Плюс к тому, что пацентка за три года лечения избавилась от неудержимой тяги к «тяжелым» наркотикам, он нашла работу и сумела благополучно произвести на свет сына, которого сейчас воспитывает. Убедительно?

— Сегодня из 290 человек, которые охвачены ОЗТ в Казахстане, 182 устроились на работу, 39 прошли обучение и обрели профессию, 66 создали семьи, — добавила Бахыт Туменова. — Имеются три случая рождения детей, абсолютно здоровых. 96% отметили налаживание отношений с родными и близкими. И, главное, 14% завершили лечение с положительным эффектом, то есть отошли не только от героина, но и от метадона, стали совершенно свободными людьми.

290 человек… Так и хочется добавить: всего лишь. Ибо в республике официально зарегистрировано более 22 тысяч лиц, употребляющих инъекционные наркотики (а общее их число, включая и тех, кто не состоит на учете, переваливает за 111 тысяч). Охват получается мизерным — 1,16%, тогда как по меркам ВОЗ он должен быть не менее 20%, чтобы заявлять о какой-то эффективности программы…

Общественные слушания состоялись не только в Караганде, но и других городах, где опробована опиоидная заместительная терапия: в Усть-Каменогорске, Актобе, Костанае, Семее, Таразе, Уральске и Экибастузе. По их итогам 11 декабря в столице намечено проведение экспертного круглого стола, где будет решаться дальнейшая судьба ОЗТ — продолжат ли ее внедрять в Казахстане или откажутся от этой затеи ввиду полной бесперспективности.

Кирилл КРУГЛОВ  

Вернуться назад