В Палату предпринимателей Карагандинской области поступило обращение от ИП Давидяна Бориса Яковлевича о неправомерных действиях надзорных и контролирующих государственных органов Карагандинской области.
Из обращения следует, что 14 марта 2014 года государственным инспектором труда по Карагандинской области Бектуровым С. проведена внеплановая проверка ИП Давидян Б.Я.
При этом, предприниматель не был извещен о предстоящей проверке, а также ему не был вручен акт о назначении проверки, что является нарушениями статьи 19 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
На следующий день инспектором труда в отношении ИП Давидяна Б.Я. был составлен протокол об административном правонарушении в связи с непредставлением необходимых документов для проверки.
10 апреля 2014 года постановлением Сатпаевского городского суда ИП Давидян Б.Я. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.356 КРКоАП и подвергнут взысканию в виде штрафа в размере 200 МРП.
ИП Давидян Б.Я. не согласился с вынесенным постановлением, в связи с чем обжаловал в органы прокуратуры, указывая на то, что инспектором не представлялись документы, подтверждающие законность проверки (уведомление и акт).
Однако, из ответа Генеральной прокуратуры РК от 20.04.2015 следует, что уведомление о предстоящей проверке вручено под роспись супруге предпринимателя.
Вместе с тем, согласно статье 19 Закона началом проведения проверки считается дата вручения проверяемому субъекту акта о назначении проверки.
Проверяемым субъектом в данном случае являлся непосредственно ИП Давидян Б.Я., супруга к бизнесу заявителя не имеет никакого отношения. В связи с чем вручить уведомление необходимо было лично предпринимателю.
Также в статье 19 Закона указано, что в случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностного лица органа контроля и надзора, осуществляющего проверку, к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом органа контроля и надзора, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.
В нарушение данной нормы, протокол об отказе предпринимателя в принятии акта или при воспрепятствовании проведения проверки отсутствует.
Таким образом, считаем, что со стороны инспектора труда по Карагандинской области Бектурова С. допущен ряд нарушений законодательства.
Со стороны Палаты предпринимателей Карагандинской области было направлено письмо с указанными доводами в прокуратуру Карагандинской области с просьбой принять меры прокурорского реагирования.
Однако, в ответе прокуратуры указано, что доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции, в удовлетворении жалобы было отказано. При этом, в части фальсификации документов со стороны инспектора труда материалы дела прокуратурой области направлены в ДВД Карагандинской области.
После чего Палатой был подан запрос в Департамент внутренних дел Карагандинской области с просьбой представить информацию о мерах, принятых по данному обращению. Поступил ответ о том, что материалы направлены в ОВД г. Сатпаева и зарегистрированы в ЕРДР 22.07.2015. По делу проводится досудебное расследование.
Статьей 192 Уголовно-процессуального кодекса установлено, что срок досудебного расследования исчисляется с момента регистрации заявления и сообщения в Едином реестре досудебных расследований.
Досудебное расследование по делам дознания не должно превышать один месяц и два месяца по делам предварительного следствия.
Вместе с тем, с момента регистрации в ЕРДР прошло уже почти 4 месяца, а результаты расследования до сих пор отсутствуют.