Язык отчаяния


21 Октября, 2015

«То не плевать, то не курить, туда не ходи – чисто как в трамвае! Чего вы мне жить не даете?» ©


Всё очень сложно – статья о мате. Если написать всё, как есть, то пригодными к публикации окажутся только знаки препинания. Если писать «правильно», то у статьи должен быть другой автор. Тупик. Но я попробую.

Нецензурная лексика давно перестала быть уделом солдат, строителей и обитателей городского дна: матерятся сейчас многие, невзирая на возраст, социальный статус, этническую принадлежность, образование и языковую среду.

Фиолетовые студенты медакадемии, несмотря на ужасный английский и непонятный хинди, отдельные русские слова проговаривают вполне отчётливо и уместно; злобная школота матерится неумело, повторяясь и путаясь; ругаются немолодые хирурги и  пожилые дворники, университетские преподаватели и переводчики, шофера, кондуктора и почтальоны… Журналистам недавно запретили, но лучше от этого никому не стало. Ненаписанные слова читатель произносит сам - благо, поводов к тому предостаточно.

Мы не стали хуже или глупее – изменился мир вокруг, и язык, как подвижная среда, изменился вслед за ним. Неуверенно, уязвимо ощущает себя все большее количество людей, а с помощью обсценной лексики они просто пытаются защититься. Как правило, упоминание чьей-нибудь матери в споре – последнее предупреждение, следом за которым в ход идут кулаки или оружие. Произнося «запретные» слова, человек демонстрирует намерение переступить «приличия» и идти  до конца. Это своеобразная демонстрация силы, ну, и слабости, разумеется. Показатель того, что вам страшно.

Неумение иначе, как матом, выражать свои мысли и чувства – оборотная сторона той же медали. Ожидать, что ребенок вырастет безмятежным поэтом, ежедневно наблюдая, как взрослые готовы глотки рвать всем, кто мешает им добиваться своего, – наивно. Ему просто неоткуда узнать другие слова, и где их использовать – он тоже не представляет. Они ему не нужны.

Совершенно другая ситуация – в сети. В интернете, если не брать в расчет Вконтач и бесноватых Одноглазников, не матерятся – тут матом разговаривают: о политике, красоте, науке и кулинарии. Мат, за который не получишь моментально в глаз, перестал быть синонимом агрессии или отсутствия культуры – за какие-то пару десятков лет он сам стал своеобразной культурой с международным статусом и армией приверженцев.

Ироничное или снисходительное отношение к языковому «бескультурью» проявляют, как правило, люди, сами умеющие изъясняться грамотно и даже изысканно. Их речь только выигрывает от добавления в неё «специй». Попытка примитивно унизить собеседника, бесконтрольный поток эмоций, оскорбительный компонент брани тут не в чести – все дозировано, продуманно и не отдает быдлоразборками на раёне и кабацким погромом.  

Материться – не плохо. Плохо быть тупым и неграмотным. Никакой морали, серьезно. Разница между одними и другими состоит лишь в том, что одни, в случае необходимости, прекрасно обойдутся без ненужных слов, а речь других превратится в бессмысленный поток звуков. Абырвалг.

Вернуться назад