В цивилизованном мире идеально одетый человек – тот, о благосостоянии и статусе которого одежда тактично умалчивает. Миллиардеры в простеньких водолазках, владельцы медиахолдингов на велосипеде, в футболке и шортах. У нас же тьма-тьмущая народу тратит время и вкладывает сумасшедшие деньги, пытаясь выглядеть олигархами, кинозвёздами, арабскими шейхами, кем угодно - только не собой; соответствовать непонятно кем и когда заданному уровню крутизны, игнорируя при этом потребности куда более насущные, касающиеся здоровья, благосостояния и саморазвития.
Осенью вспоминаю, почему не люблю дорогие вещи и респектабельный вид вообще: во-первых, я - нищеброд. Во-вторых, это здорово отравляет жизнь. Вернее, наполняет ее каким-то чужим, неприятным смыслом. Особенно заметно это становится в торговых точках города, которые персонал, работающий там, по каким-то неведомым признакам считает «элитными».
Приятельница, женщина неглупая и привлекательная, перед тем, как отправиться за покупкой в магазин парфюмерии, искала новую блузку. Те, что были, для посещения «Французского Дома» оказались недостаточно хороши.
- Мира, - утомлённая поисками, говорила я ей. – Ты красивая даже в мешке из-под картошки! – говорила я ей. – Тебе не нужно тратить деньги, чтобы получить право зайти в магазин! Зачем тебе дурацкая блузка?
- Тебе хорошо, - отвечала она, - ты близорукая и не видишь, КАК смотрят продавцы, если ты выглядишь, на их взгляд, недостаточно шикарно.
Как посмотрят. Продавцы. В магазине. Люди, которые, навскидку, получают в пять раз меньше, чем боящаяся их покупательница. Которые вряд ли смогут позволить себе делать покупки в магазине, в котором работают. Люди, чье образование не позволило им найти никакой другой работы, кроме как за кассовым аппаратом в лабазе обычного шахтерского городка… Я не против продавцов. Я против стремления производить на кого-то впечатление и доказывать соответствие непонятному «уровню». Против болезненной мнительности и желания понравиться совершенно постороннему человеку.
Как оказалось, в этой своей фобии моя приятельница вовсе не одинока. Куча народу заморачивается по поводу того, как на них посмотрела официантка в кафе, продавец бутика, охранник на входе в банк, консультант в ЦОНе, кассир обменного пункта, торговец кукурузой в парке, прохожие на улице – и поэтому, как индийская жена, опасающаяся развода, надевает все красивое и сразу. Понижать кем-то заданный градус крутизны для чувствительного человека – настоящее преступление против гламура.
- Пойдем, кофейку попьем, - предлагаю другой знакомой, проходя мимо «Сити-Молла». Мы устали, замотались с делами и покупками, так что присесть, перевести дух сейчас обеим не помешало бы.
- Ты что! – отвечает она, показывая на свою, вполне приличную, кстати, одежду. - Куда я в этом???
О моем внешнем виде упомянуть ей, видимо, не позволяет воспитание, но и его она считает неподходящим для посещения столь изысканного места. Когда выясняется, что купить кофе можно даже в берцах, косухе и без вечернего макияжа, облегченно вздыхает и недоверчиво оглядывает других посетителей – хорошо одетых и не очень.
Чужих взглядов я, действительно, по причине плохого зрения и равнодушия к окружающим, не замечаю, а вот барахольное мировоззрение порой доставляет проблемы. И свидетельствую – в этом отношении бомжацкие шмотки куда выгодней, чем кашемировое пальто, хорошая стрижка и дорогая сумка.
Когда, в дерматиновой курточке и байковой рубашке, ты таращишься на выставленные в витрине платки, ботинки или заварные чайники, продавцы тебя просто игнорируют - и это прекрасно. Ты спокойно выбираешь (или не выбираешь) то, что понравилось: трогаешь, нюхаешь или примеряешь - и уходишь домой довольная, в обнимку с нужной вещью.
Все меняется, если ты хорошо одета и недёшево пахнешь. Облепляя тебя, как осы – спелую дыню, «консультанты» заводят нескончаемую песнь про «новые модельки» и «размерчики», сладким голосом рассказывают про каждый предмет, попадающий в поле зрения и выносят мозг, пока ты в бешенстве не исчезнешь с горизонта без всякой надежды на покупку. Или, сбитая с толку треском и звоном, покупаешь заведомое не то.
Приторность в интонациях человека, почуявшего, как ему показалось, деньги, способна довести до сахарной комы, даже если про диабет ты знаешь только понаслышке. По мне так лучше выглядеть менее презентабельно, и в ответ на просьбу показать что-то, услышать: «Это стоит сорок тысяч!», чем подвергаться атаке притворно заботливых продавцов. Если есть деньги – ты просто купишь то, что понравилось. Если нет – избежишь дурацкого представления. Спектакль, посвященный моему пальто, кофру и маникюру раздражает сильнее, чем смешит.
В цивилизованном мире идеально одетый человек – тот, о благосостоянии и статусе которого одежда тактично умалчивает. Миллиардеры в простеньких водолазках, владельцы медиахолдингов на велосипеде, в футболке и шортах. У нас же тьма тьмущая народу тратит время и вкладывает сумасшедшие деньги, пытаясь выглядеть олигархами, кинозвёздами, арабскими шейхами, кем угодно - только не собой; соответствовать непонятно кем и когда заданному уровню крутизны, игнорируя при этом потребности куда более насущные, касающиеся здоровья, благосостояния, саморазвития.
Посещение стоматолога или тренажерного зала откладывается, потому что разрушающийся зуб и лишний вес «никто не видит», а новую шубку или часы «видят все». Чтобы не выкинули из обоймы, надо соответствовать. И плевать, что это "соответствовать" смотрится по-дурацки – коктейльное платье в офис, шпильки посреди рабочего дня, машина – в кредит, что усилия «выглядеть» и время, проведенное перед зеркалом видны за километр и макияж к концу рабочего дня поплыл, как мороженое, главное – было дорого-бохато. Статус благополучия подтвержден - «не хуже других», продавщицы и заправщики благоговеют.
У меня раньше были джинсы и куртка исключительно для посещения налоговой. Демонстрирующие истинность и чистоту намерений. Такие надо будет и для шопинга завести. Чтобы всё по-честному)